Vigotone

Stray Cats live 1988, 1992

Догадываюсь, что где-то вышел закон, что можно всем подряд издавать перфомансы исполнителей, записанные по радиотрансляциям - очень много стало таких изданий. Два диска - два интересных концерта очень пристойного качества. Принято считать, что с коммерческой точки зрения Stray Cats после 84-го года представляли собой отработанный материал, но на мой взгляд, после 88-го у них открылось второе дыхание в студии. Ну, а к качеству живых исполнений вообще никаких претензий быть не может. Rock This Town Live New York '88 - за несколько месяцев до выхода блестящего Blast Off (с которого и началась новая эпоха у группы) SC уже играют 4 вещи с нового альбома - не забывая, конечно, про классику. Очень ценное выступление, не встречал его до этого на официальных дисках. Live From Asbury Park, NJ '92 - выступление, приуроченное к выходу альбома Choo Choo Hot Fish. Новый альбом - новые песни. Перфоманс снова прекрасный, однако живые записи того времени часто циркулируют по бюджетным сборникам в довольно бессвязном виде. Пара из них у меня есть, однако здорово получить, наконец, один из тогдашних концертов в полной версии. Кстати, хорошо слышно, что несмотря на условный "коммерческий закат" группы, публика пребывает в настоящем экстазе. Хм, я бы и сам пребывал - на их-то месте.
Vigotone

Анонс!

Дорогие слушатели, передача 120 минут классики рока поздравляет вас с наступившими, а также наступающими праздниками и возвращается к вам с новой музыкой! Точнее, как всегда, со старой музыкой - хорошо забытой или не очень.

Первые два часа нашей передачи продолжат историю Джеффа Линна с момента ухода Electric Light Orchestra в бессрочный отпуск в 1986 году. Мы поговорим о том, как началась успешная продюсерская карьера Линна, о его знакомстве и сотрудничестве с Джорджем Харрисоном, и о том, каким образом вокруг них постепенно сложилась весёлая компания под названием Traveling Wilburys.

В третьем часе будем слушать разнообразные проекты, дуеты и совместные работы Иена Андерсона. В бесплатном приложении к сериалу о творчестве Jethro Tull - продолжение темы участия Андерсона в проектах других музыкантов. И эта тема гораздо обширнее, чем можно предположить!

В третьем часе - Новогодне-музыкальный Беспредел. Заглядывайте на огонёк!
Vigotone

The Claypool Lennon Delirium "South Of Reality" - 2019

Последний долг с прошлого года. Шон Леннон вместе с Лесом Клэйпулом, который когда-то играл в Primus, придумали очень славный эксцентрическо-психоделический проект. На этом их втором альбоме есть сюрные и чудаковатые тексты, вполне леннонообразный вокал Шона, так что временами эта музыка напоминает трибьют каким-то потерянным группам из 60-х годов - сравнения с мифологическими явлениями вроде Klaatu или Dukes Of Stratosphear будут вполне уместны. Во всём этом есть индивидуальность и шарм - другое дело, что для музыки такого рода здесь маловато по-настоящему запоминающихся мелодий: по сути, лишь припев финальной Like Fleas может застрять в голове надолго.

Еще один важный элемент этой музыки - очень рельефный и изобретательный бас Клейпула. Его циклические риффы добавляют музыке гипнотического эффекта, однако есть ощущение, что там, где музыка могла бы уйти в свой собственный "межзвездный овердрайв", ему не хватает инструментальной поддержки других музыкантов, поэтому спейс-рок здесь тоже не вполне задается; лишь в паре мест возникают недолгие уходы в психоделические джем-пространства (например, на Amethyst Realm) - но кажется, что можно дальше, глубже и больше! В любом случае, это очень обаятельный и цельный проект, который, вполне возможно, еще не раскрыл до конца свой потенциал.
Vigotone

Current movies, декабрь: Эдвард Нортон против Звездных войн



В декабре было не так много фильмов - основные силы ушли в сериал. Конечно, любовь к ЗВ - это карма, или крест, который приходится тянуть. Нового эпизода очень ждал, не ожидая при этом от него ничего исключительного. Ничего неожиданного и не получил. Зато приятной неожиданностью оказался фильм Эдварда Нортона - даже угодил в любимые премьеры года.

Collapse )
Collapse )
Collapse )
Collapse )
Collapse )
Vigotone

Итоги - 2019: Что слушал

Радует, что в ушедшем году оставалось время слушать музыку - по-прежнему одна из главных радостей жизни. В техническом плане - разжился устройством под названием Chromecast, наладил использование Deezer - в общем, всё подготовил к тому, чтобы начать слушать музыку и в цифре тоже. Да, в итоге Deezer-ом немного пользовался, обнаружил случаи, когда мне сподручнее слушать его, чем CD-плеер. Более того, даже попробовал послушать через него несколько новомодных альбомов, и даже почти завел в этом ЖЖ специальный тег для застримленных альбомов, но по какой-то причине всё это не пошло дальше - вернулся к своим компакт-дискам. Хотели, как лучше, а получилось, как всегда - это был мой музыкальный 2019-й.

Collapse )
Vigotone

"Мир в войне" / "The World at War" - 1973/74

В этом году реализовал то, что давно планировал - за полгода удалось посмотреть 26 основных и 10 дополнительных эпизодов этого самого главного документального сериала о Второй Мировой. Британцы сделали его в начале 70-х годов, и хотя по этой причине здесь нет какой-то исключительной HD-реставрации, здесь есть нечто более важное: интервью огромного количества участников войны: начиная с военных министров и заканчивая самыми простыми солдатами и гражданскими, которые испытали все ужасы войны на себе. Состав приглашенных, которые делятся воспоминаниями, впечатляет: генерал-губернатор Индии Лорд Маунтбаттен, командующий ВМФ верхмахта Карл Дёниц, министр военной промышленности Германии Альберт Шпеер, секретарша Гитлера Траудль Юнге, бомбивший Хиросиму пилот Пол Тиббетс, командующий знаменитым рейдом Джимми Дулитл и многие, многие другие. Люди, которые творили историю, рассказывают о том, как они ее творили. Не меньше, чем рассказы "знаменитостей", впечатляют рассказы простых солдат, пилотов, матросов, заключенных концлагерей и гражданских лиц. Рассказы адьютанта Гиммлера Карла Вольфа, которого с огромным трудом удалось разыскать, соседствуют с рассказом женщины, которая во время массового расстрела чудом избежала смерти, но, раненная, была сброшена в яму, полную трупов, откуда смогла выбраться, не захлебнувшись в крови расстрелянных. И всё это - в противопоставлении.

Но главный объем сериала составляют не интервью, а впечатляющие кадры военной хроники, кропотливо отобранные создателями из километров пленки архивов разных стран и тщательно смонтированные. Возможность всё увидеть своими глазами просто уникальна, и мы получаем полное представление о глобальном характере войны: помимо сцен с Западного и Восточного фронта, мы видим танки в песках Северной Африки, британских солдат в джунглях Бирмы, авианосцы тихоокеанского флота, десант в Греции и штурм в Италии. По понятным причинам сериал во многом британцентричен, а в условиях холодной войны серьезной поддержки от СССР в работе над сериалом ожидать не приходилось. Однако не забыт и Восточный фронт: здесь есть и оборона Москвы, и блокада Ленинграда, и, пожалуй самая впечатляющая и поражающая серия, - битва за Сталинград. Почти в каждой серии есть сцены, моменты, рассказы или эпизоды поразительной силы и те, от которых встает комок в горле.

Успех "Мира в войне" в том, что он показывает войну с разных сторон: мы видим не только картину развития боевых действий, но и, благодаря специальным сериям, узнаем как набирал популярность нацизм в Германии; какова была повседневная жизнь британцев во время авианалётов; как переживали войну и поражение гражданские жители Германии; какова была политическая ситуация в Штатах, на что была похожа жизнь в концлагере, и как работала пропаганда в Японии, и как провел свои последние часы Гитлер. Здесь нет никакой цензуры, и увы, за время просмотра не привыкаешь, но свыкаешься с изображениями изуродованных трупов, а также к кадрам таких живых людей, которые, казалось бы, просто не могут жить. Съемки бульдозера, перемалывающего и сгребающего в яму концлагеря горы истощенных трупов, не заставят вздрогнуть только, наверно, такой же труп.

Ко всему этому добавить, пожалуй нечего, кроме того, что такой фильм стоит того, чтобы включить его в обязательную программу обучения школьников - и взрослых любого возраста. Ради одного этого стоило изобрести киноплёнку.
Vigotone

No-Man "Love You To Bits" - 2019

no-man_2019.jpgВпервые взялся послушать этот электронный побочный проект Стивена Уилсона. Его эксперименты с электроникой (типа Voyage 34) слышал и раньше, чем-то чуждым они не казались, хотя всегда звучали скорее как приложение к "основному блюду". Здесь же мы имеем целый альбом электронной музыки, построенный вокруг одной лишь песни, концептуально разделенной на две части - как взгляд с двух сторон на отношения, которые закончились. Таланта и вкуса инструменталиста Уилсона здесь вполне хватает, чтобы сделать музыку в меру интересной - монотонная пульсация сохраняется, но остальные части музыкальной конструкции периодически претерпевают изменения. На этих просторах можно обнаружить гитарное и клавишное соло, а регулярно повторяющийся припев наметрво застревает в голове. Весь вокал здесь принадлежит Тиму Баунессу, однако фирменная уилсоновская меланхолия ощущается сразу. Под эту музыку хорошо в задумчивости наблюдать серую и промозглую зиму из окна движущегося транспорта. В общем-то приятный альбом, которому для статуса "альбома" все-таки не хватает какого-то разнообразия или запаса музыкальных идей. Однако если представить себе "Love You To Bits" в формате клубного макси-сингла, то всё становится на свои места.
Vigotone

Coldplay "Everyday Life" - 2019

Coldplay в какой-то момент превратились из рефлексивной инди-группы в просветленный поп-проект на тему "мира во всем мире". Если Ghost Stories еще имел какой-то эмоциональный вес по материалам личной жизни Криса Мартина, то на A Head Full of Dreams ловить было уже совсем нечего - это сквозной поп-альбом в жанре "Мой небосвод хрустально ясен и полон радужных картин". Теперь же Coldplay устали быть поп-группой и замыслили выразить свой космополитизм в более амбициозной форме - в виде эдакой музыкальной передачи "Вокруг света", в которой есть и арабские мотивы, и французские тексты, и персидская поэзия, и детский хор, и негритянские госпеллы, и джазовая труба; а панорамные саундскейпы, которыми всегда так славились Coldplay, чередуются с песнопениями под акустическую гитару в лоу-файном формате. Есть и другие изобретательные фишки - типа набора коротких 2-секундных треков с названием из одной буквы, которые в процессе перехода с трека на трек побуквенно транслируют на экран вашего телефона просветляющий мессадж.

Размах замысла впечатляет, и надо сказать, что индивидуальности Мартина и Ко, а также их умения работы со звуком хватает на то, чтобы собрать этот пэчворк в некую цельную картину. За такое можно было бы даже простить претенциозные жесты типа написания названия на арабском. Другое дело, что любое просветление и любой катарсис требуют за собой драмы или более серьезных переживаний, которых на этом альбоме по-прежнему нет (хотя попытки спеть "о серьезном", типа Guns, есть) - как нет, увы, и каких-то по-настоящему ярких мелодий или музыкальных моментов, ради которых альбом хотелось бы переслушивать. В итоге "Everyday Life" напоминает не концептуально замысленный баланс между восходом и закатом, а эдакую красивую розовую зефирку, которая тает во рту, не оставляя после себя никакого вкуса.
Vigotone

Tempest "In Concert 1973-1974"

Очень интересный момент в истории группы Джона Хайсмана зафиксирован на этом диске. В 1973-м году, между первым и вторым альбомом Tempest непоседливый гитарист Аллан Холдсворт собрался покинуть группу, а вместо себя позвал весьма талантливого Олли Холсалла - одного из своих героев, между прочим. Чтобы процесс втягивания новобранца в группу прошел более плавно, Холдсворт отыграл вместе с Холсаллом несколько концертов. Большое счастье, что один из них был записан в прекрасном качестве для BBC. Ведущий концерта справедливо замечает в том духе, что один хороший гитарист - это прекрасно, а когда в группе их целых два - это вообще праздник. На протяжении почти часа мы имеем возможность слышать, как Холдсворт и Холлсол поочередно уступают друг другу место солиста, и благодаря грамотному стерео (Холдсворт всегда в одном канале, Холлсол - в другом) имеем возможность получать удовольствие и сравнивать.

Кажется, что Холлсол ничуть не уступает в скорострельности феноменальным проходам Холдсворта (временами их легко спутать), однако арсенал приемов Олли несколько богаче - он часто играет интервалами, любит быстро повторяющиеся "вертушки", вихляет ручкой тремоло и обогащает игру другими способами. В противоположность ему, Холдсворт более сосредоточен на своих переливающихся проходах-легато (из-за чего его обзывали "Колтрейном гитары") и практически не играет больше одной ноты за раз. Зато его движение по грифу кажется менее предсказуемым; его скоростные траектории часто захватывают странные ноты и создают ощущение парадоксальности и иногда даже фриппообразности. Легко можно поверить в слова Хайсмана, что оба этих "соловья" с трудом могли выносить роль ритм-гитариста, ожидая своего выхода, пока солирует другой, но даже если и так, очевидно, что случай и, видимо, определенная теснота британской джаз-роковой "коммуналки" помогли появиться на свет интереснейшей записи, которая не лежит на поверхности. Остается только лишний раз задуматься, сколько таких же интересных случайностей никогда не было зафиксировано на плёнку.

Покинув Tempest, Холдсворт нашел себе следующее место работы: группу Soft Machine, где к этому времени уже обитали Дженкинс и Маршалл из Nucleus. Но этим интереснейшим вопросом я займусь уже в новом году.