Меломаньяк (the_slider04) wrote,
Меломаньяк
the_slider04

Category:

Aktualne filmy: 10 польских фильмов



nika_sc предложила следующую географическую ретроспективу. Двигаясь на север от Испании, через Францию и Германию, мы оказались в Польше. Честно говоря, никогда не вступал в отношения с польским кино (за исключением "Четырех танкистов и собаки", конечно же), возможно, поэтому был приятно удивлён, насколько вольным, разнообразным и насколько менее жанровым оно оказалось, чем кино стран развитого капитализма. Впрочем, я мог догадаться уже по тем нескольким польским фильмам, которые попали в недавнюю странную подборку.


Анджей Вайда - Пепел и алмаз / Popiół i diament - 1958



Кто бы мог подумать, отличные нуары можно снимать даже на социалистическом материале. Но этот фильм Вайды о трёх товарищах, которые замыслили убийство секретаря обкома, определённо больше, чем нуар. Вся эта охота и слежка для героев перерастает в некий экзистенциальный трип. У режиссёра средней руки здесь вышел бы дешёвый морализм - мол, по ходу дела несознательные элементы ощутили крушение своих гнилых, мелкобуржуазных идеалов. Однако у Вайды здесь получается нечто совершенно иное. Крушение определённо происходит, но торжествуют при этом отнюдь не идеи марксизма-ленинизма. И главный подонок-убийца в исполнении "польского Джеймса Дина" Збигнева Цибульского выглядит непростительно прекрасно. Неудивительно, что в СССР этот фильм решились показать только спустя семь лет после его выхода. Совершенно прекрасный фильм - и далеко не последний пример (как минимум, в этом обзоре) того, как в условиях творческой несвободы появлялись гораздо более свободные произведения. Визуальный ряд, свет, операторская работа также заслуживают самых высоких похвал.


Анджей Мунк - Героика / Eroica - 1958





Вообще, поразительно, насколько смелые фильмы снимали в Жечьпосполита Людова. Этот фильм на тему Второй Мировой - дилогия, и первая часть посвящена Варшавскому восстанию. Мало того, ее главный герой - герой вынужденный. Венгерский корпус неподалёку от Варшавы решил занять сторону поляков, и теперь несчастному персонажу приходится постоянно, с риском для жизни, пересекать линию фронты, чтобы обеспечивать коммуникацию. Делает он это с неохотой, постоянно отвлекаясь на выпивку и девушек. Лучшая цитата: "Что у нас общего с венграми?" "Линия фронта и моя жена!". Вторая часть - более сдержанная по тону; действие - в лагере для пленных польских офицеров. Опять же, в центре внимания - героизм, который вроде бы не совсем героизм и не всегда героизм. "Четыре танкиста и собака" довольно далеко от этих мест. Интересно смотреть такое кино для контраста - насколько по-разному можно показывать одну и ту же войну.


Войцех Хас - Рукопись, найденная в Сарагосе / Rękopis znaleziony w Saragossie - 1965





В этом году я открыл для себя Войцеха Хаса - совершенно блестящего польского сюрреалиста. Вообще не понимаю, как ему удавалось снимать такие фильмы в Польской Народной Республике. "Рукопись", видимо, его главный шедевр. Бравый капитан Альфонсо Ван Ворден застрял в пустынных горах испанской Сьерра-Морены, и там с ним происходит черт-те-знает что: злые духи, обнажённые девы, инквизиция, повешенные, буйнопомешанные и прочая, и прочая. По мере того, как в этом "шкатулочном" повествовании (что-то вроде "1001 ночи") удивительные истории продолжают вылезать друг из друга, действие переносится из диких гор в более салонно-куртуазную обстановку, однако крыша определенно продолжает съезжать. Я сразу подумал, что Бунюэль пищал от восторга, когда смотрел все эти дикие испанские сдвиги по фазе (так оно и оказалось!), но удивительнее было обнаружить среди поклонников этого фильма Джерри Гарсию. Однако даже без кактуса в прикуску этот фильм оказывает умопомрачительный эффект. В прямом смысле этого слова. Франтишек "Густлик" Печка прилагается.


Ежи Гофман - Потоп / Potop - 1974



Один из самых кассовых и эпичных фильмов в истории польского кинематографа - экранизация одноимённого романа Генрика Сенкевича, второй части трилогии из истории Речи Посполитой. Действие происходит в XVII веке, мы наблюдаем отчаянные попытки поляков отразить шведское нашествие. Дело осложняется внутренними распрями. Главный герой - лихой шляхтич Самуил Кмитич. Можно видеть, как его не очень стойкие моральные принципы становятся всё более стойкими, и легкомысленный молодой человек всё более явно ощущает свою ответственность в борьбе с оккупантами. С точки зрения драматургии, "Потоп" полностью принадлежит к своему времени; это правильное, обстоятельное (в районе 5 часов) и добротное кино на патриотическую тему. Это особенно хорошо ощущается на примере довольно занудной главной героини, возлюбленной нашего шляхтича, - в те моменты, когда он даёт слабину, она смотрит на него как комсорг. Больше всего впечатлила постановка - актёры безупречно держатся в седле, владеют саблей, на полном скаку врубаются в гущу врага. Радуют и хорошо поставленные батальные сцены, и внимание к историческим деталям. В остальном - это фильм своего времени и своего жанра. Хотя и впечатляющий размахом и масштабом. Франтишек Печка снова здесь (найдите его на фото).


Ежи Гофман - Пан Володыёвский / Pan Wołodyjowski - 1969



Это экранизация следующего по порядку романа Сенкевича, однако Гофман снял ее раньше. Как ни странно, этот более ранний фильм по ряду признаков выигрывает у "Потопа": не размазанное на пять часов действие выглядит более собранным и содержательным; места для мелодрамы, морализаторства и патриотического пафоса здесь практически не остается. Володыёвский, показавший себя еще при "Потопе", нравственным метаниям не подвержен, посему переходит сразу к делу - к борьбе с турецкими захватчиками, предателями и защите крепости Каменец-Подольский от массированного штурма. Батальные сцены тоже вполне добротные, грех жаловаться.


Анджей Вайда - Человек из мрамора / Człowiek z marmuru - 1977





Первая часть дилогии Вайды. Энергичная и спесивая студенка киношколы пытается раскопать историю пропавшего героя - ударника коммунистического труда Матеуша Биркута. Сначала он стал народным героем, а потом куда-то пропал. Крайне смелая тема - государство сначала вручную делает героя-стахановца, а когда он перестает соглашаться и начинает задавать вопросы - пытается от этого героя избавиться. Продолжительный фильм прекрасно удерживает напряжение. Очень радует видеть (весьма свежий по тем временам) приём found footage: вместе с героиней мы раскапываем старые плёнки, пытаемся понять, что произошло. Вместе с ней мы также пытаемся преодолеть бюрократические барьеры - получается две истории в одной. Радует драйв фильма, героини и энергичный соул-фанковый саундтрек расследования. Однако если история студентки доводится до логического завершения, то конфликт, заданный в сюжете о Биркуте, так и не получает полноценного разрешения. Может быть, дело в том, что это только первая часть. И тем не менее, финал, в котором мы видим гданьские верфи и нового юного героя, выглядит поразительно. Польша, 1977 год. Как он мог знать?!


Юлиуш Махульский - Ва-банк / Vabank - 1981



Один из самых классических и любимых у нас польских фильмов. Варшава, 1934 год, легендарный вор-медвежатник Квинто выходит из тюрьмы после долгой отсидки. Оказывается, его никто не забыл: предатель предлагает замять дело деньгами, а юные грабители - замутить какое-нибудь дельце. Квинто выбирает нечто иное, и мы получаем отличный фильм-ограбление. Стиль, изящество, юмор и сладкая месть.


Малгожата Шумовска - Во имя / W imie - 2013



Современная польская драма. История священника в приюте для "трудных" подростков. Поначалу фильм обещает весь обычный набор конфликтов: честный священник; "особенный" парень - легкая мишешь для измывательств; упёртый и отнюдь не глупый парень-садист. Непротивление злу насилием - конфликт обычный, но хотя бы честный и добротный - тем более, что исполнитель главной роли играет здорово. Однако дальше (та-да, спойлер!) картина внезапно решает сползти в актуальный жанр квир-кино. Лев Николаич со своей проблематикой идет лесом, а режиссёр (упс, или надо говорить режиссёрка?) идет в отрыв - если у нас квир-кино, значит это уже готовая проблематика, на всё остальное можно забить! Жаль, могло бы получиться поинтереснее.


Павел Павликовский - Ида / Ida - 2013



Еще один пример современного польского кино, на этот раз, как мне представляется, гораздо более убедительный. Павликовский - это такой польский Звягинцев, только не такой надсадный и не такой одномерный. В черно-белой послевоенной Польше еврейская девушка Ида и ее тетя пытаются выянить, что сталось с родителями Иды, которые згинулы во время войны. Фильм хорош тем, что имеет множество разных слоёв. Он начинается (неожиданно) с темы польского антисемитизма, а затем уходит в тему копания прошлого и скрытых в нем тайн. В этот момент у меня возникла явная параллель с "Однажды в Анатолии" Нури Бильге Джейлана. Ида и её тетя продолжают ездить и искать, и дальше их очень разные истории, и их непохожие миры начинают влиять друг на друга. Заслуживает большой похвалы то, как это влияние показано в фильме. Атмосфера, операторская работа, лаконичность и внимание режиссера к деталям только подчёркивают те более важные достоинства, которые в есть в этой картине. "Оскар" вполне заслужен.


Павел Павликовский - Холодная война / Zimna wojna - 2018



После "Иды" с большим интересом подходил к "Холодной войне". То же ч/б, та же послевоенная Польша. И в целом, здесь есть тот же высокий художественный уровень и актёрская, однако картина кажется несколько более слабой. Романтическая история "идейно ненадёжного" хорового дирижера и юной певицы в условиях сурового соц. реализма отечественному зрителю может показатсья слишком уж избитой - даже несмотря на все побеги, метания, встречи и расставания. Красивая, хорошо снятная драма, однако того эмоционального эффекта, который, возможно, задумывал автор, я не ощутил.
Tags: фильмы
Subscribe

  • Porcupine Tree "Yellow Hedgerow Dreamscape" - 1994 (rec. '84 - '90)

    Companion album, дополняющий Sunday Of Life, еще одна компиляция ранних записей Уилсона. На этот раз он берёт вторую половину Tarquin's Seaweed…

  • Porcupine Tree "Tarquin's Seaweed Farm" - 1989

    Сменим пластинку. На кассету. CD-переиздание самого первого магнитоальбома Porcupine Tree, с тех времен, когда он был еще не группой или проектом,…

  • Egg "The Metronomical Society" - 2007 (rec' 69 -'72)

    Четвёртый (и видимо последний) альбом в официальной дискографии Egg - архивный. Это записи для BBC, сделанные в период с 1969 до 1972 года, а также…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Porcupine Tree "Yellow Hedgerow Dreamscape" - 1994 (rec. '84 - '90)

    Companion album, дополняющий Sunday Of Life, еще одна компиляция ранних записей Уилсона. На этот раз он берёт вторую половину Tarquin's Seaweed…

  • Porcupine Tree "Tarquin's Seaweed Farm" - 1989

    Сменим пластинку. На кассету. CD-переиздание самого первого магнитоальбома Porcupine Tree, с тех времен, когда он был еще не группой или проектом,…

  • Egg "The Metronomical Society" - 2007 (rec' 69 -'72)

    Четвёртый (и видимо последний) альбом в официальной дискографии Egg - архивный. Это записи для BBC, сделанные в период с 1969 до 1972 года, а также…