Меломаньяк (the_slider04) wrote,
Меломаньяк
the_slider04

Categories:

Current plays: Сатиры и Шекспиры



Еще одна подборка отсмотренных телеспектаклей - кроме прочего, хорошая возможность вспомнить кое-что из классики советской сатиры и юмора. После такого смело замахнулись с nika_sc на Вильяма, нашего, Шекспира.


Карло Гоцци / Евгений Вахтангов - Принцесса Турандот - 1963
Возрождённый спектакль Вахтангова с обновлёнными шуточками и подколами актёров - вроде "Васе величество" Ланового (только успели посмотреть спектакль, как его не стало). Яковлев в комедийном образе Панталоне просто прекрасен (как и другие чиновники). Всё это кажется по-своему милым, трогательным; эдакая невинность давно ушедшей эпохи, к которой можно испытывать теплоту. Но того бурного смеха, который постановка, видимо, должна была вызывать, сегодня она не вызывает.


Освальд Заградник / Олег Ефремов - Соло для часов с боем - 1973
Есть такой формат фильмов про детей, где режиссёр использует детей для манипуляции зрителем: они такие трогательные, беззащитные, каждый обидеть может, слеза ребёнка. А если ребёнок проявляет интеллектуальные способности выше среднего - тоже вызывает умиление. Ребенко-манипуляция. Аналогичная история, кстати, с животными. Зверо-манипуляция. Теперь мне ясно, что бывает и пенсионеро-манипуляция. Когда берутся такие умилительные старички, страдающие от болячек и притеснений молодых, и делается примерно то же самое.

Конечно, для 73-го такая критика будет несправедливой. Долгое время старики существовали в советских произведениях только для того, чтобы, покряхтев, дать дорогу молодым и признать силу перемен. "Соло для часов с боем", поставленное по пьесе словацкого драматурга, возможно, несло в себе долю откровения: оказывается старорежимные привычки, стариковские причуды и воспоминания молодости - это тоже ценность, имеющая право на существование! Сейчас оценить художественную ценность произведения сложно (особенно вкупе с лобовой драмой "ты старик, мы молодые, нам нужна жилплощадь!"), но можно оценить игру актёров, и она выше всяких похвал. Очень жаль, что само произведение сохранилось гораздо хуже, чем эта игра.


Аркадий Арканов, Григорий Горин / Валентин Плучек - Маленькие комедии большого дома - 1973





Вот ведь как интересно: постановка того же самого года, а выглядит ощутимо живее, свежее и острее, чем "Соло для часов". Мне кажется, что можно было бы ввести термин "новая волна советской сатиры". Жванецкий, Горин, Арканов, Измайлов - вот эти прекрасные, ещё не замшелые молодые люди, которые смели всю форматность, правильность и заскорузлость советских сатиры и юмора, которые не менялись, кажется, еще со времен НЭПа. Мне гораздо проще взаимодействовать с этим, потому что это уже та сатира, которую я застал в своем детстве 80-х годов (что, возможно, лишний раз говорит о том, насколько фундаментальными были эти перемены). Другое дело, что вся эта проблематика, вся эта предметная область сегодня кажутся не просто устаревшими, а ещё и непонятными без дополнительной справочной информации. Про постановки такого рода вполне можно было бы написать том примечаний, сравнимый с тем, который Набоков написал к "Онегину". Но вот прекрасные актёры, к счастью, в комментариях не нуждаются. Замечательная возможность снова увидеть Миронова и Папанова в комедийном формате - хотя и в разных сценах - это просто какой-то подарок из прошлого, очень ценно.


Аркадий Райкин - Люди и манекены - 1975





Продолжение темы: ещё немного сатиры "новой волны". Райкин в собственном кинобенефисе, сложенном из разных сюжетов и монологов, и нанизанном на условную линию с главным героем-таксистом. Я не совсем застал Райкина, и мне трудно представить, какое количество его фраз и шуток вошло в народный обиход - я просто вырос во всём этом, не задумываясь, откуда оно взято. Даже в большей степени, чем "Маленькие комедии", монологи-диалоги в здесь выглядят очень неровно: некоторые вещи кажутся совсем уж замшелыми и устаревшими, от некоторых просто падаешь с дивана, надрываясь. Некоторые сентиментальные, с претензией на жалость, вставки тоже можно убрать без сожалений. Но те, которые по-настоящему смешные, дорогого стоят. Тем обиднее, что главный автор этих монологов, Жванецкий, упомянут в титрах практически через запятую. Но половина успеха здесь - его заслуга. 50% острой, молодой и свежей сатиры, 50% классической актёрской школы Райкина. Вместе они могут устроить ураган.


Лев Толстой / Марк Розовский / Георгий Товстоногов - История лошади - 1975



А вот здесь, напротив, трудно поверить, что это аж 1975 год, а не какой-нибудь 1985-й. Настолько это смело, свежо и не похоже и ни на что. "Холстомер" Толстого - правильное, но на редкость скучное и дидактичное произведение. Кто бы мог подумать, что эту лошадиную историю не только можно поставить на сцене, но и вытащить её на совершенно новый уровень. Вообще никакой зверо-манипуляции: это пьеса не про зверей, а про людей. Здесь всё здорово - и сатирический эффект, который возникает, когда одни и те же люди играют и людей, и лошадей; блестяще схваченные и воспроизведенные лошадиные повадки и, конечно, игра всех актеров. В особенности, конечно, Евгений Лебедев. Это безупречная игра, выше всяких похвал. При всём этом, конечно, спектакль мучителен и беспощаден; он оставляет воспоминания, от которых содрогаешься. В своем (сравнительно небогатом) театральном опыте ничего похожего вспомнить не могу.


Уильям Шекспир / Тим Кэрролл - Двенадцатая ночь - 2012



Снова "Двенадцатая ночь". Версия "Глобуса" выдержана в более традиционном формате, чем спорная версия с новомодными гендерными играми от National Theatre. Тот факт, что, как и в традиции, всех женщин играют актёры-мужчины, скорее добавляет постановке комизма и традиционности, нежели что-то там переосмысляет на новый лад. Изящная и остроумная комедия с блестящей игрой актёров, в числе которых на этот раз оказался Стивен Фрай. Было нескучно и смешно.


Уильям Шекспир / Грегори Доран - Ричард II - 2013



Историческая драма, заглавную роль в которой блестяще исполнил Дэвид Теннант. Ничего не знаю про "Доктора Кто", но здесь он выглядит безупречно. Замечательная актёрская игра: тирания, предательство, гордость проигравшего. Да и все остальные актёры не уступают; за игрой каждого (даже за исполнителем роли садовника) можно следить отдельно, получая удовольствие. Замечательно то, как ловко в картине меняются "положительные" и "отрицательные" роли. Одна из лучших постановок Шекспира, что я видел к настоящему моменту.
Tags: спектакли, фильмы
Subscribe

  • Fleetwood Mac "Penguin" - 1973

    Во время тура в поддержку Bare Trees Дэнни Керван пережил нервный срыв, психанул и был уволен. Флитвуды заменили его сразу двумя музыкантами -…

  • Muse "Drones" - 2015

    После разбросанного и не очень уверенного (хотя местами нетривиального) 2nd Law Muse решили "вернуться к корням". Они отбросили всякие…

  • Muse "The 2nd Law" - 2012

    Шестой студийный альбом Muse вышел на волне лондонских Олимпийских игр, гимном которых стала помпезная композиция Survival, вошедшая на диск.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Fleetwood Mac "Penguin" - 1973

    Во время тура в поддержку Bare Trees Дэнни Керван пережил нервный срыв, психанул и был уволен. Флитвуды заменили его сразу двумя музыкантами -…

  • Muse "Drones" - 2015

    После разбросанного и не очень уверенного (хотя местами нетривиального) 2nd Law Muse решили "вернуться к корням". Они отбросили всякие…

  • Muse "The 2nd Law" - 2012

    Шестой студийный альбом Muse вышел на волне лондонских Олимпийских игр, гимном которых стала помпезная композиция Survival, вошедшая на диск.…