Меломаньяк (the_slider04) wrote,
Меломаньяк
the_slider04

Categories:

Current musicals

fiddler.jpg

Благородными и щедрыми усилиями nika_sc в прошлом месяце приобщался к мюзиклу. Честно говоря, за долгие годы накопилось довольно скептическое отношение к жанру (видимо, из-за многих современных, набивших оскомину постановок). Но ведь хороший мюзикл - это драйв, юмор, динамика, движение... музыка, в конце концов. Курс молодого мюзикл-бойца получился полезным и актуальным. И даже пара менее порадовавших картин всё равно легли в копилку общего образования. Та-да. А у вас есть любимые мюзиклы?


Юрий Хмельницкий - Мистер Икс - 1958
Не ожидал, что получу такое удовольствие от "Икса" - он всегда представлялся чем-то архаичным. Но в итоге - он прекрасно работает. Герои обаятельные, в сценах есть юмор и шарм; действие развивается весьма динамично. Есть и крылатые выражения, и замечательно поставленные сцены (например, танец на крыше). Даже удивительно, что такой, вполне голливудский продакшн могли снять в СССР в 1958-м. Но главное - это всё-таки герои. Если герои вызывают симпатию, фильм всегда приятно пересматривать. Здесь именно тот случай.


Джером Роббинс, Роберт Уайз - Вестсайдская история / West Side Story - 1961

west_side.jpg

Весьма амбициозный и серьёзный замах для мюзикла - показать расовые разборки между группами эмигрантов в Нью-Йорке. Хореография танцев и драк; движение камеры и общий уровень профессионализма производят впечатление. Натали Вуд в роли главной героини - дополнительный плюс, у неё есть и привлекательность, и индивидуальность. В противоположность ей, главный герой выглядит пресным и скучным. Музыкальные номера Бернстайна - главная сила. "Jet Song", "Cool" и, конечно, "America" - это уже классика. Комедийный номер "Gee, Officer Krupke" с упоминанием "панков" тоже хорош. Первая половина мюзикла смотрится на одном дыхании; вторая, после трагической драки, кажется или слишком серьезной для мюзикла, или слишком провисающей для "остросюжетного" фильма.


Джордж Кьюкор - Моя прекрасная леди / My Fair Lady - 1964

odrey.jpg

Без особого восторга здесь, при всём хорошем отношении к Одри Хепбёрн. Дело даже не в том, что Одри невозможно достоверно замусолить, чтобы она стала похожа на грубоватую уличную торговку. Главная проблема - сравнение "невоспитанной" и "окультуренной" Элизы: в самой фабуле есть ощущение, что "невоспитанная" Элиза - это второй сорт по сравнению с "окультуренной", и по сути, уже одним этим сравнением автор даёт моральное право двум пожилым мужикам распоряжаться девушкой как "человеческим материалом". То же противопоставление можно было бы сделать гораздо менее однозначным, показать, что Элиза что-то потеряла в процессе "окультуривания", однако этого не происходит, и фильм приходит к совсем уж странному финалу. Да, и даже если забыть про занудный морализм, интересных номеров в этом фильме (да, не забыть бы, это мюзикл) оказывается совсем уж мало.


Норман Джуисон - Скрипач на крыше / Fiddler on the Roof - 1971



Прекрасный мюзикл о жизни местечковых евреев в дореволюционной России. Понятно, что многое здесь утрировано и приукрашено, но для американского мюзикла вся обстановка выглядит на удивление достоверно. Но главный успех - в персонажах, в их богатом обаянии и непосредственности - в первую очередь, Хаима Тополя, именно на его крепких плечах держится всё это эпическое повествование. Остроумие, юмор, мелодии с национальным колоритом и шуточки на религиозную тему - таким и должен быть идеальный еврейский мюзикл. Да и вся картина предстаёт щедрой, теплой и доброй. Кроме того, замечательно показано, как евреи и русские контрастируют, оттеняют и дополняют друг друга. Отдельное спасибо за отсутствие "злых русских", это было бы легко.


Георгий Шенгелая - Мелодии Верийского квартала - 1973

melodies.jpg

Что может сравниться по колоритности с еврейским мюзиклом? Наверно, только грузинский мюзикл. Грузинское кино 70-х, по-моему, это вообще сказка, феномен, уникальное в СССР явление. Неудивительно, что именно там, а не на Мосфильме появился первый в стране, взаправдашний мюзикл. Дуэт Кикабидзе и Софико Чиаурели - это беспроигрышный вариант; две заводные девчонки - это огонь, а в том, как комично показаны полицейские, есть что-то итальянское или французское. Совершенно прекрасный фильм, нестыдный и для Европы. И еще один пример, когда обаяние героев даёт возможность пересматривать фильм неоднократно.


Георгий Юнгвальд-Хинкевич - Ах, водевиль, водевиль... - 1979

vodeville.jpg

70-е были на удивление "водевильным" временем для советского кинематографа (я уверен, кто-то уже написал на эту тему научный труд и объяснил, почему так вышло). Достаточно вспомнить и "12 стульев" Захарова, и даже "Бумбараш" (даже революционные водевили снимались). Вообще, это очень здорово - устроить трибьют такому забытому, "второсортному" жанру, который был очень важной частью дореволюционной культуры. Другое дело, что эта благородная затея заслуживает большей тщательности, чем сия, довольно наспех сделанная постановка. Галина Беляева прекрасна; музыкальные номера - тоже хороши (заглавный номер люблю с детства), но сама постановка, которая длится чуть более часа... Жаль, здесь были все задатки, чтобы сделать всё "на отлично". Возможно, режиссёр просто переводил дух после своих "Трёх мушкетеров".


Боб Фосс - Весь этот джаз / All That Jazz - 1979
Автобиографический, довольно мрачный мюзикл Боба Фосса. Эдакие "Восемь с половиной" о том, как интенсивная работа и одержимость могут свести в могилу. Рой Шнайдер вполне достоверен в роли холодного и гордого постановщика, который знает всё о том, как ставить танцы и крутить шашни с танцовщицами, но симпатии он не вызывает. По мере того, как действие перемещается в район больничной койки, радости в картине становится ещё меньше. Я бы мог рассматривать эту картину, как сведение счетов, безжалостную попытку взломать старый добрый мюзикл и вытереть об него ноги. Если так - попытка засчитана, но в этих личных отношениях автора и мюзикла я чувствую себя лишним.


Адам Шенкман - Лак для волос / Hairspray - 2007
Дело мюзикла живет и побеждает в XXI веке. Ретро-гламурный мюзикл об очень упитанной девушке, которая в начале 60-х пытается прорваться на танцевальное шоу и попутно бороться за права расового меньшинства. Прежде всего, это хороший пример того, что мюзикл жив, что он может быть вполне актуальным и молодёжным. Всё здесь стильно, динамично, и даже если помпезно и китчевато - то всегда с любовью к эпохе. Исполнительница главной роли - очень мила и на своём месте. В каждую минут действия - движуха, ритм, танцы, гормоны, безупречность движений и привлекательность форм. Да, по части форм всех уделывает Джон Траволта, переформатированный в упитанную мамашу. Задорно, молодёжно, прикольно.


Адам Шенкман - Рок на века / Rock of Ages - 2012



Ещё один ретро-гламур от Шенкмана. Казалось бы, здесь должен быть настоящий ужас, ведь это - попытка сделать мюзикл на основе хэйр-глэм-метала 80-х. Но в реальности - это просто в десятку. Одно дело - делать одно поп-клише из других очевидных поп-клише, другое - сделать поп-клише из того, что выдаёт себя за суровую и героическую музыку, но на самом деле является таким же поп-клише. По тому, как тщательно и безжалостно здесь собраны все штампы и стереотипы о рок-музыке 80-х, этот фильм может дать хорошую фору "Spinal Tap". Но здесь есть и все эти слащавые рок-хиты, замешанные теперь в еще более слащавые аранжировки и перфомансы слащавых героев (Том Круз - главный рок-стар, и это хорошо). Теперь они звучат еще слащавее и героичнее! Кроме того, здесь есть геи и танцы на шесте! Кмон, нечего стыдиться, ведь мы любим наш хэви-метал именно за всё это, - как бы говорит нам режиссёр. И после такого не остается ничего делать, кроме как вытереть скупую мужскую слезу и, досмотрев фильм, полезть на полку за старым добрым Дэф Леппардом или Уайтснейком. Браво, так им и надо.
Tags: фильмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments