?

Log in

No account? Create an account
   Journal    Friends    Archive    Profile    Memories
  ОГЛАВЛЕНИЕ: | Альбомы | Эфиры | Концерты | Книги | Фильмы | Странствия | Вши-лист |

Miles Davis "Birth Of The Cool" - 1957 (rec. ' 49 - '50) - Занудные заметки — ЖЖ

июл. 20, 2019 10:46 am Miles Davis "Birth Of The Cool" - 1957 (rec. ' 49 - '50)

Решил закрыть некоторые пробелы в майлзовых и околомайлзовых делах, так что далее следует серия дилетантских заметок о джазе.

Неподготовленным ухом "Birth Of The Cool" поначалу воспринимается как вполне традиционный джаз, полностью принадлежащий к своей далекой эпохе: свингующий ритм, обилие духовых, характерная мелодика. Но сразу же возникает ощущение, что этот джаз чуть более приглаженный, чуть более смирный и плавный, чем ему полагается быть. Кажется, что он лишен резких движений, в нем сглажены все острые углы. Возникает сравнение с очень хорошей и дорогой тканью - это шелковая, атласная музыка.

Потом, конечно, начинаешь читать бэкграунд и узнаёшь о тесном общении Майлза с аранжировщиком Гилом Эвансом, об идеях Майлза привнести в джаз некоторые подходы из классической музыки. И тогда начинаешь более явно замечать это размывание границ - между сочиненными и импровизированными фрагментами; между солирующими партиями и аккомпанементом. Замечаешь и начинаешь расслушивать внутреннюю динамику инструментальных партий - как никто не выпирает на первый план, и как интересно все партии взаимодействуют и дополняют друг друга; в каждую секунду здесь происходит что-то интересное. Получаешь удовольствие от того, как здорово подобраны друг другу тембры всех инструментов - это очень гармоничная звуковая палитра. Да, и ощущаешь, что вопреки слову cool это очень теплая музыка.

Майлз, по сути, делает очень хитрую и нечестную штуку - сохраняя видимость формы, он начинает взламывать джаз (или, строго говоря, бибоп) изнутри. И в то время люди, конечно, вовремя раскусили его коварные планы. Поняли, что им пытаются впарить. Интересно читать о том, что этот набор синглов вообще мог не быть записан - потому что желающих записывать эту странную музыку было немного. А один классический критик даже написал, что это, вообще-то не джаз. Что Равеля здесь больше, чем джаза. В свете всего этого интересно думать, что Майлз, который как я понимаю, всегда тихонько ненавидел белую нацию, всю дорогу делал именно это - притаскивал в джаз всякие белые штучки. И может быть именно поэтому из многих великих джазистов, мы, белые граждане, любим его особенной любовью.

8 комментариев - Оставить комментарийPrevious Entry Поделиться Next Entry

Comments:

От:nekydaneotkyda
Дата:Июль 20, 2019 04:36 pm
(Ссылка)

Это переиздание действительно очень cool: по сравнению со старыми записями, звук стал намного чище (за исключением концертных). Кстати, что особенно интересно, идея объединения элементов симфонической музыки и джаза Дэвис и Эванс заимствовали у довоенного оркестра Клода Торнхилла. Дэвис про это рассказывал в своей автобиографии, правда добавлял при этом следующее: "Мы пытались звучать как Торнхилл, но наследие Флэтча Хендерсона и Дюка Эллингтона из нас все равно выпирало". Дэвис и дальше продолжил обьединять элементы джаза и симфонич. муз. на последующих альбомах : "Порги и Бесс"(1959) и "Sketches of Spain" (1960) - это течение, позже, стали называть "Third Stream". Тут у него потрясный состав конечно: Макс Роуч, Д. Маллиган, Ли Кониц, Джон Льюис итд Многие афроамериканские музыканты впоследствие частенько обвиняли Дэвиса в том, что он набрал к себе в бэнд одних белых ( на что он отвечал - "Если вы сможите сыграть как Маллиган, то я возьму вас в состав будь вы хоть белый, хоть череный, хоть зеленый") Это дало повод многим утверждать, что cool jazz обязан своему рождению (Торнхилл) и расцвету (Маллиган, Чэт Бейкер) исключительно белым.

От:the_slider04
Дата:Июль 21, 2019 08:46 am
(Ссылка)
Да, интересно бы почитать автобиографию Майлза. Понятно, что на Skethes Майлз уже максимально приблизился к классической музыке. И после этого, я так понимаю, вернулся назад, в более традиционный (пост-)боп.

Интересно, кто еще из знаменитых джазистов работал в Third Stream.
От:nekydaneotkyda
Дата:Июль 21, 2019 11:33 am
(Ссылка)

Под это определение попадают многие музыканты (даже некоторые записи довоенных Дюка Эллингтона и Бенни Гудмен), а так, если брать чисто джазовых музыкантов, то это конечно  Джон Льюис, Джей Джей Джонсон, Люсьер, тот же Ли Конитс (вообще, в той или иной степени в этом направлении засветились все мало-мальски известные музыканты, и не только джазовые)



Edited at 2019-07-21 11:40 (UTC)
От:the_slider04
Дата:Июль 23, 2019 01:08 pm
(Ссылка)
М-да, есть куда копать!
От:j_j_j
Дата:Июль 20, 2019 04:45 pm
(Ссылка)
а про sketches of spain будет?
От:the_slider04
Дата:Июль 21, 2019 08:48 am
(Ссылка)
Было, один из любимых альбомов.
От:masterp1an
Дата:Июль 21, 2019 11:10 am
(Ссылка)
Единственный важный альбом Майлза, который я в свое время пропустил. Надо нарыть тоже.
От:the_slider04
Дата:Июль 23, 2019 01:08 pm
(Ссылка)
Ну да, он ведь еще не на Коламбии вышел. Мне он очень нравится.