Меломаньяк (the_slider04) wrote,
Меломаньяк
the_slider04

Category:

Current movies: Мартин, Оскары и другие.

martin-scrosese-robert-de-niro-scorseses-lonely-men-feature

В последнее время часто ощущаю кризис - не знаю, что посмотреть. Не знаю, по какому принципу подходить к выбору фильма. Потому что многое уже посмотрено, и многие старые схемы и приемы уже не срабатывают. В такие моменты "закрываю пробелы в образовании" - смотрю оскароносные и общепризнанные фильмы, которые все вокруг уже посмотрели. Каким-то образом приобщаюсь к образованной части человечества. В этом выпуске больше внимания получил Мартин Скорсезе. Вызвал некоторые раздумья.


Мартин Скорсезе - Таксист - 1976
По двум предыдущим фильмам Скорсезе, "Злые улицы" и "Элис здесь больше не живет", сложно было предположить что-то подобное "Таксисту". Из бытовухи и гиперреализма двух предыдущих фильмов здесь начинает просвечивать что-то нематериальное. Огни большого города, отражающиеся и плывушие в мокром лобовом стекле, гипнотизируют и завораживают, напоминая космическое путешествие, а творящаяся вокруг нью-йоркская Содом и Гоморра словно предчувствует грядущий апокалипсис. Но наибольшее впечатление производит, конечно, герой Роберта Де Ниро. Больше всего меня впечатляет в нем то, как при всей видимой простоте в нем присутствует странная неуловимость и непостижимость. Никогда нельзя до конца понять его тон - шутит он, или серьезен, и точно также зачастую не всегда можно разгадать тон, которым повествует о нем режиссер (приятно встретиться с ним и на экране). Но, конечно, нет никакой иронии в очень достоверном ощущении безысходности и ярости. Оно резонирует очень сильно - даже если и несколько сглаживается финалом фильма. И все же, один из тех (не очень частых) случаев, когда ощущаешь, что весь восторг вокруг фильма действительно оправдан.


Мартин Скорсезе - Бешеный бык - 1980
Очень интересно наблюдать за тем, как развивается стиль Скорсезе от раннего, очень анархичного «Злые улицы» до очень красиво поставленного, но всё же претендующего на документализм «Дикого быка». Хорошо выстроенные планы, прекрасная операторская работа, стильный монохром, изящно расставленная массовка, старательно занятая своим делом и, конечно, шикарно снятые бои. У Скорсезе есть класс, есть стиль, есть блестящее знание старого американского кино, которое он на полную катушку использует здесь, делая фильм, кроме прочего, прекрасной стилизацией. И конечно же, прекрасная, просто фантастическая игра Роберта Де Ниро (который отлично показывает трансформацию своего героя), а также очень уместно оттеняющий его Джо Пеши (хотя, когда вспоминаю его в «Смертельном оружии», мне кажется, что он всегда такой). И наблюдая всё это роскошество, мне было сложно понять, что именно в этом фильме вызывает у меня протест.

Может быть даже дело не в том, что вся эта псевдодокументалистика, попытка соединить художественность с документальностью выглядит сегодня несколько нарочитой, искусственной. Может быть, дело в том, что под прикрытием этого нарочито бытового антуража Скорсезе показывает настоящий, очень размашистый, очень правильный, красивый и лакированный американский эпик на самую что ни на есть традиционную тему – взлет, гордыня, падение. «Таксист» был заметно более амбивалентным, неочевидным, однако здесь Скорсезе уже начинает сползать в формат полноценного Голливуда с его традиционными схемами. И всё же блестящая игра Роберта Де Ниро перевешивает всё. И по какой-то причине от фильма всё равно остается очень теплое ощущение. Мальчишеский азарт от побед, обаяние главного героя; симпатия, которую он начинает вызывать не сразу, а постепенно.

Но всё же после "Быка" я не уверен, что очень хочу смотреть более поздние фильмы Скорсезе – хотя его римейк «Мыса страха» до сих пор очень люблю. Но он более жанровый, менее амбициозный, и там снова есть Де Ниро. И с большой теплотой вспоминаю «Алиса здесь больше не живет» - такого Скорсезе мы потеряли.


Милош Форман - Амадей - 1984
Я думаю, фильм "Амадей" прекрасен и крут, не потому, что он достоверно показывает историю и драму Моцарта (не уверен, что он это делает), а потому что здорово говорит о музыке Моцарта - прекрасно передает ее драму, азарт, упоение, наслаждение жизнью. И это захватывающее музыкальное движение прекрасно передано во всем: в блестящей игре актёров, в перемещении камеры, которая практически движется под музыку Моцарта, в ощущении того, что весь фильм и вся жизнь является одним большим музыкальным театром. Конечно, "Амадей" успешен и потому, что переводит Моцарта на современный язык, делает из него абсолютно свойского, в чём-то даже американского рубаху-парня, которому вполне может сочувствовать и сопереживать современный, не слишком искушенный в музыке зритель. Но точно так же, как вульгарный, невоспитанный и невероятно обаятельный главный герой покоряет суровых музыкальных деятелей венского двора, фильм Формана обладает способностью смягчать сердца даже суровых критиков и вызывать улыбку.


Бернардо Бертолуччи - Последний император - 1987
Исторический фильм Бертолуччи о последнем императоре Китая воспринимается как классическое кино старой школы в эпоху модерна и пост-модерна. Несмотря на параллельность двух повестований (жизненный путь императора и допросы в тюрьме), картина представляется абсолютно правильной, классической и честной. Действительно честной: в картине нет плохих и хороших, благородных страдальцев и бесчувственных злодеев - это сообщает фильму объем. Несмотря на эпический размах ленты (расширенная версия идет 3 с половиной часа), фильм сохраняет ощущение камерности и интимности, ощущение уединенного существования императора в Запретном городе Пекина показано прекрасно. Про операторскую работу, свет и цвет говорить даже не приходится; фильм прекрасен и хореографичен. Он движется плавно, как величественный старый корабль в гавани, полной шумных катеров. Наверно в том же масштабе в то время мог снимать (и то с большим трудом) только Куросава ("Ран"), а присутствие в картине Питера О'Тула вызывает в памяти самый легендарный исторический эпик с его участием.


Джонатан Демми - Молчание ягнят - 1991
В 1992 году я впервые посмотрел церемонию "Оскара", на который этот фильм собрал самое большое количество наград. С тех пор я всегда думал о "Молчании ягнят" как о каком-то очень глубоком, серьезном и пронзительном фильме. И никак не мог собраться его посмотреть. Возможно, из-за этих завышенных ожиданий я был несколько разочарован. Самое удивительное для меня здесь, что фильм как будто бы распадается на две части. То, что начинается, как мощный психологический триллер, построенный на противостоянии интеллектов гениального и харизматичного маньяка и юной курсантки, во второй половине картины оборачивается куда более рядовым, хотя и прекрасно завёрнутым слэшером. Поединок умов не заканчивается ничем и не приводит ни к каким выводам; монументальный персонаж Энтони Хопкинса практически из картины; зачатки смысла, заложенные в название картины, оказываются всего лишь фэйком. Но даже держа в уме всё вышесказаннное, "Молчание ягнят" оказывается очень эффектным, очень хорошо поставленным триллером, который держит в напряжении на протяжении всего времени, а актерская игра оказывается выше всяческих похвал. Персонаж Энтони Хопкинса действительно может претендовать на звание самого роскошного злодея в истории кино. Именно эти факторы вытянули, в общем-то рядовой детективный роман с весьма специфическим "Шерлоком Холмсом" на уровень события в мировом кинематографе, а также исключительного для такого жанра урожая "Оскаров".


Александр Рогожкин - Кукушка - 2004
Я никогда не был большим поклонником всех "Особенностей..." - никогда вообще не понимал, в чем приколы этих фильмов, и что люди в них находят смешного. Видимо, это говорит о том, что узок мой круг и страшно далёк я. В этом фильме Рогожкин и двое его актеров из "Особенностей" берутся за более серьезную тему. Во время Войны отбившиеся от своих русский и финский солдаты оказываются в своеобразном плену у одинокой саамской девушки, живущей в глуши. Ситуация осложняется тем, что никто из них не понимает язык друг друга. Успех "Кукушки" в том, что показывает серьезные вещи через не очень серьезные, глядя чуть в сторону, смотрит, кажется, в самый корень. Традиционная для Рогожкина очень отстранённая, нарочито безэмоциональная манера повествования работает здесь очень хорошо, сбивая возможный пафос и назидательность и подчеркивая атмосферу окружающей природы, естественности и уединённости. В кульминационный момент перед самым концом фильма Рогожкин на удивление удачно поворачивает повествование в мистическую, фантазийную область - опять же, обходясь без драмы, но сообщая истории замечательный фольклорный колорит. К сожалению, наследие "Особенностей" прорывается здесь в виде некой стереотипности, шаблонности трёх разнонациональных героев, из-за чего эта очень живая и естественная история в какой-то момент начинает напоминать анекдот из серии "встречаются однажды русский, чукча и американец". Возможно эта вот лубочность тоже является элементом той же изначально задуманной "фольклорности", но убедительности и достоверности она, к сожалению, фильму не добавляет. В остальных отношениях - очень изящная, трогательная и искренняя картина.


Братья Коэн - Железная хватка - 2010
Это был единственный фильм Коэнов с 1995 года, который я не видел. Очередная их игра в жанры – на этот раз в вестерн. Здесь есть все нужные герои – злобный злодей, правильный герой и неправильный герой (конечно, самый обаятельный – Джефф Бриджес). А еще здесь есть юная девушка и почти ощущения драмы и саспенса. Кажется, что все стандартные клише жанра Коэны вытаскивают один за другим очень бережно, и, в общем, спокойно. Это создает слегка дезориентирующее ощущение. Кажется, что мы снова, как и в «Фарго», смотрим на мир злодеев и предательств спокойным и уравновешенным взглядом женщины – с той разницей, что Коэны совсем не пытаются иронизировать над жанром или героями, они совершенно серьезны. И в конечном счете, именно эти герои и врезаются в память ярче всего. Хочется сидеть рядом у ночного костра и слушать их неторопливые истории. Этот фильм напоминает как раз такую историю.

Кстати, очень интересно смотреть, насколько по-разному пытаются оживить такой архаичный жанр, как вестерн, Тарантино ("Омерзительная восьмерка") и Коэны. И ту, и другую попытки я бы назвал очень удачными. И еще очень запомнился мне фильм 2007 года "Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса" - снова по-другому, и снова удачно.
Tags: фильмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments